Первые наблюдатели давно уже зафиксировали, что некоторые посвящения
австралийских знахарей включают ритуальную смерть и восстановление органов
кандидата, осуществляемые духами или душами умерших. Так, например, полковник
Коллинз, опубликовавший свои наблюдения в 1798 году, сообщает, что у племен
Порта Джексон знахарем становились, заснув на могиле: "Приходил дух умершего,
хватал претендента за горло, вскрывал его, вытягивал внутренности, заменял их на
новые, и рана сама закрывалась".
Недавние исследования полностью подтвердили и дополнили эту информацию. Согласно
сообщениям Ховитта, вотйобаллуки считают, что знахаря посвящает
сверхъестественное существо, Нгатйа: оно вскрывает ему живот и вкладывает в него
горные кристаллы, несущие магическую силу. Чтобы подготовить знахаря, эуахлаи
поступают следующим образом: избранного молодого человека заносят на кладбище и
оставляют там связанным на несколько ночей. Как только он остается один, к нему
приходит множество зверей, которые касаются его и лижут. Затем появляется
мужчина с палкой; он вбивает кандидату в голову кол и в рану вкладывает
магический камень размером с лимон. И тут появляются духи, они поют магические
песни и песни посвящения, чтобы таким образом научить неофита искусству
целительства.
У аборигенов Уорбертон Ренджиз (Западная Австралия) посвящение происходит
следующим образом: кандидат входит в пещеру, и два тотемических героя (дикий кот
и эму) убивают его, вскрывают его тело, извлекают внутренние органы и заменяют
их магическими веществами. Они вынимают также лопатку и берцовую кость,
высушивают их и, перед тем как вставить на прежнее место, заправляют их теми же
веществами. Во время этого испытания за кандидатом ухаживает его учитель: он
поддерживает огонь и контролирует экстатические переживания кандидата.
Арунтам известны три способа посвящения в знахари: 1) через Ирунтаринию, то есть
с помощью духов; 2) через Эрунча, то есть с помощью духов людей эрунча из
мифологических времен - Альчера; 3) с помощью других знахарей. В первом случае
кандидат приближается ко входу в пещеру и засыпает. Тогда появляется Ирунтариния,
"бросает в него невидимое копье, которое пробивает ему шею, проходит через язык,
оставляя в нем широкую рану, и выходит через рот". Впоследствии язык кандидата
остается пробитым; в отверстие легко можно ввести палец. Второе копье разбивает
ему голову, и жертва падает. Ирунтариния вносит его в очень глубокую пещеру,
где, говорят, живут ирунтаринии, в немеркнущем свете, недалеко от чистых
источников воды (по существу, это рай арунтов). В пещере дух вырывает у него
внутренние органы и вкладывает другие, совершенно новые. Кандидат возвращается к
жизни, но некоторое время ведет себя как сумасшедший. Духи ирунтаринии -
невидимые ни для кого, кроме знахарей - относят его затем в деревню. Этикет
запрещает ему шаманить в течение года; если за это время отверстие в языке
закроется, то кандидата отвергают, поскольку, как считается, он потерял свои
магические способности. В этот период он учится у других знахарей тайнам
ремесла, особенно применению кристаллов кварца атнонгара, помещенных
духами-ирунтариниями в его тело.
Второй способ посвящения знахаря очень похож на первый, с той единственной
разницей, что эрунча не вносят кандидата в пещеру, а забирают его с собой под
землю. Наконец, третий метод включает долгий ритуал в обособленном месте, где
кандидат должен молча перенести операцию, выполняемую двумя старыми знахарями:
они царапают его тело горными кристаллами, сдирая ему кожу, вдавливают кристаллы
в волосистую поверхность тела, пробивают у него отверстие под ногтем правой руки
и надрезают язык. Наконец, у него на лбу наносится рисунок под названием
эрунчильда, "рука дьявола" (эрунча является злым духом арунтов). На теле
выполняется другой рисунок, с черной линией посредине, представляющей эрунча, а
вокруг нее - линии, символизирующие, вероятно, магические кристаллы, которые он
носит в своем теле. После этого посвящения кандидат ведет особый образ жизни с
неисчислимыми табу.
Ильпаилюркна, знаменитый маг из племени унматьера, рассказал Спенсеру и Гиллену,
что, "когда он стал знахарем, однажды к нему пришел очень старый целитель и
бросил в него из пращи несколько камней атнонгара. Некоторые из этих камней
попали ему в грудь, другие, входя в одно ухо и выходя из другого, прошили ему
голову и убили его. Затем старец вынул из него все внутренние органы - кишечник,
печень, сердце и легкие - и оставил его лежать на земле всю ночь. Утром он
вернулся, осмотрел его и, поместив в его тело, в его руки и ноги другие камни
атнонгара, накрыл его листьями; потом он пел над телом, пока оно не вздулось.
После этого он снабдил его новыми органами, поместил в него много других камней
атнонгара и похлопал его по голове; это его оживило, он вскочил на ноги. Тогда
старый знахарь приказал ему пить воду и есть мясо, содержащие камни атнонгара.
Когда он проснулся, то не знал, где он находится. "Наверное, я погиб!" - сказал
он. Но оглядевшись вокруг себя, он увидел стоящего рядом старца, который сказал:
"Нет, ты не потерян, я тебя убил очень давно". Ильпаилюркна забыл все, что было
связано с ним и с его прошлой жизнью. Затем старец привел его в лагерь и показал
ему его жену, любра, о которой тот совершенно забыл. Такое странное возвращение
и необычное поведение сразу позволили аборигенам понять, что он стал
знахарем".
У варрамунгов посвящение совершают духи пунтидир, соответствующие ирунтариниям
арунтов. Один знахарь рассказал Спенсеру и Гиллену, что его на протяжении двух
дней терзали два духа, считавшие себя "его отцом и братом". На вторую ночь они
снова приблизились к нему и убили его. "Пока он там лежал мертвый, они вскрыли
его тело и вытянули из него органы, которые, однако, заменили новыми; в конце
они вложили в его тело маленькую змею, которая и дала ему силу знахаря".
Подобные переживания имеют место и в случае второго посвящения у варрамунгов,
которое происходит - согласно Спенсеру и Гиллену - еще более таинственно.
Кандидаты должны непрерывно ходить или стоять на месте до тех пор, пока не
упадут, изнуренные и без сознания. "Тогда вскрывают им бока и, согласно обычаю,
извлекают внутренние органы, которые заменяются новыми". В голову вкладывается
змея, а нос пробивается магическим предметом купитйа, который позже послужит им
для лечения больных. Эти предметы изготовили еще в мифические времена Альчеринга
некие необычайно могучие змеи.
У бинбингов считается, что знахарей посвящают сами духи Мундаджи и Мунканинджи
(отец и сын). Маг Куркутйи рассказал о том, как, входя однажды в пещеру, он
встретил старого Мундаджи, который схватил его за шею и убил. "Мундаджи вскрыл
его тело на уровне пояса, вынул внутренние органы и, вкладывая в тело Куткутйи
свои собственные, добавил несколько священных камней. Когда все было закончено,
к нему подошел младший дух Мунканинджи и вернул его к жизни; он объявил, что
отныне тот является знахарем, и показал ему, как следует вытягивать кости и
освобождать людей, ставших жертвой порчи. Подняв знахаря в небо, дух опустил его
на землю в лагере, где его уже оплакивали родные, поскольку считали его умершим.
Долгое время он оставался в состоянии оцепенения, но потом постепенно пришел в
себя; аборигены поняли, что он стал знахарем. Считается, что, когда
осуществляется магическая операция, дух Мунканинджи находится рядом с неофитом,
чтобы контролировать его, не будучи, разумеется, видимым для людей. Когда
Куркутйи вытягивает кость - эта операция обычно производится ночью, - он
интенсивно сосет место, где расположен желудок больного, и вытягивает
определенное количество крови. Затем он выполняет над телом определенные
движения руками, ударяет кулаком, трясется и сосет до тех пор, пока не выйдет
кость, а тогда, прежде чем зрители смогут что-либо увидеть, сразу бросает ее в
то место, где сидит Мунканинджи, спокойно за всем наблюдая. Затем Куркутйи
говорит туземцам, что должен пойти попросить у Мунканинджи позволения на показ
кости; получив это разрешение, он идет на то место, где, вероятно,
предварительно положил кость, и возвращается оттуда с ней".
В племени мара техника почти идентична. Тот, кто стремится стать знахарем,
разводит огонь и сжигает жир, привлекая таким образом два духа Минунгарра,
которые приближаются и придают отвагу кандидату, уверяя, что они не убьют его
совсем. "Прежде всего они его обезболивают, затем, согласно обычаю, надрезают
его тело и вынимают органы, которые заменяются органами одного из духов. Затем
его возвращают к жизни, говорят ему, что с этого момента он знахарь, показывают
ему, как вытягивать кости из больных или освобождать людей от чар; затем его
возносят в Небеса. В конце его опускают около поселка, где его находят
оплакивающие его друзья... Среди умений, которыми обладает знахарь племени мара,
есть умение влезать ночью по невидимому для простых смертных канату в небо, где
он может разговаривать со звездными духами".
|