Та же схема посвящения встречается и у других сибирских народов. Тунгусский
шаман Иван Чолко уверяет, что будущий шаман должен заболеть, его тело должно
быть разорвано на куски, а его кровь должны выпить злые духи (харги). Эти духи -
в действительности души умерших шаманов - бросают его голову в котел, где
совершается ее перековка вместе с другими металлическими предметами, которые
позже станут принадлежностями его ритуального наряда. Другой тунгусский шаман
рассказывает, что он болел целый год. Все это время он пел, чтобы лучше себя
чувствовать. Его предки-шаманы пришли и посвятили его: они пробивали его
стрелами до тех пор, пока он не потерял сознание и не упал на землю; тогда они
сорвали с него тело, вырвали кости и сосчитали их; если бы их не хватало, то он
не мог бы стать шаманом. Эта операция длилась в течение всего лета, и все это
время он оставался без воды и без питья.
Бурятам, наряду с очень сложными публичными церемониями шаманского посвящения,
также известны "болезни-сны" типа посвящения. Ксенофонтов приводит переживания
Михаила Степанова, который утверждает, что кандидат, прежде чем станет шаманом,
должен долго болеть; тогда души предков-шаманов окружают его, терзают, бьют,
разрезают тело ножом и т. п. Во время этой операции будущий шаман не подает
признаков жизни: его лицо и руки синеют, сердце едва бьется. Согласно рассказу
другого бурятского шамана, Булагата Бушачеева, духи предков уносят душу
кандидата на "собрание шайтанов" в Небе, где происходит ее обучение. После
посвящения его тело варят, чтобы научить его шаманскому искусству. Во время всей
этой пытки посвящения в течение семи дней и семи ночей будущий шаман лежит, как
мертвый. При этом родственники (кроме женщин) приближаются к нему и поют: "Наш
шаман воскреснет и скоро нам поможет!" Пока тело кандидата разрывается и варится
предками, никто чужой не может прикоснуться к нему.
Такие же переживания мы встречаем и в других регионах. Телеутская женщина
стала шаманкой после того, как у нее было видение: незнакомые мужчины разрезали
ее тело на куски и варили его в котле. По традиции алтайских шаманов, духи
предков съедают их тело, выпивают кровь, вспарывают им живот и т. д.
Казахо-киргизский бакса утверждает: "У меня в небе пять духов, они режут меня
сорока ножами, пробивают меня сорока гвоздями и т. д.".
Экстатический опыт расчленения тела, после которого происходит обновление
органов, известен также у эскимосов. Они рассказывают о животном (медведь,
морской конь, морж и т. д.), которое ранит кандидата, четвертует его или
съедает, затем его кости обрастают новым телом. Иногда терзающий зверь сам
становится духом-помощником будущего шамана. Обычно такие случаи спонтанного
призвания проявляются если не в болезни, то по крайней мере в каком-то особенном
случае (борьба с морским животным, падение под лед и т. п.), когда шаман бывает
серьезно ранен. Однако большинство эскимосских шаманов сами ищут экстатического
посвящения, во время которого они проходят через многие испытания, иногда очень
похожие на расчленение сибирского и центральноазиатского шамана. В этом случае
речь идет о мистическом опыте смерти и воскрешения, вызванном созерцанием своего
собственного скелета, к чему мы скоро вернемся. Пока что приведем несколько
инициационных переживаний, параллельных представленным выше материалам.
|