Как мы видели, одной из самых распространенных
форм избрания будущего шамана является встреча с божественным или
полубожественным существом, которое, являясь ему во сне, во время болезни или
при других обстоятельствах, сообщает, что он "избран", и склоняет его к тому,
чтобы с этого момента он вел другой образ жизни. Чаще всего эту новость ему
сообщают души предков-шаманов. Предполагали даже, что выбор шамана как-то связан
с культом предков. Но, как справедливо замечает Штернберг, предки сами когда-то
изначально должны были быть "избраны" божественным существом. Согласно
бурятскому преданию, в древние времена шаманы получали свое утха (божественное
шаманское право) непосредственно от небесных духов; и только в наши дни они уже
получают его исключительно от своих предков. Это верование вписывается в общую
концепцию упадка шаманизма, засвидетельствованную как в арктических религиях,
так и в Центральной Азии; согласно этой концепции, "первые шаманы" действительно
летали в облаках на своих конях и совершали чудеса, которые их современные
потомки повторить не могут.
Сибирские мифы о происхождении шаманов
Некоторые легенды объясняют современный упадок шаманизма тщеславием "первого
шамана", который соперничал с Богом. По бурятской версии, когда первый шаман
Хара Гирген показал свою неограниченную мощь, Бог решил подвергнуть его
испытанию; он взял душу молодой девушки и закрыл ее в бутылке. Для надежности,
чтобы она не ускользнула, Бог заткнул бутылку пальцем. Шаман вознесся на Небеса,
сидя на своем бубне, заметил душу девушки и, чтобы освободить ее, превратился в
желтого паука и укусил Бога в лицо; Бог вынул палец, и душа девушки вылетела из
бутылки. Рассвирепевший Бог ограничил могущество Хара Гиргена, а после этого
заметно ослабли и магические силы других шаманов.
Согласно якутской традиции, "первый шаман" обладал чрезвычайным могуществом и из
гордыни отказался признать Верховного Бога якутов. Тело этого шамана состояло из
массы змей. Бог выслал огонь, чтобы сжечь его, но из пламени вышла жаба; именно
от этого животного произошли "демоны", давшие, в свою очередь, якутам выдающихся
шаманов и шаманок. У туруханских тунгусов другая легенда: "первый шаман"
сотворил себя сам, собственными силами и с помощью Дьявола. Он вылетел через
дымовое отверстие в юрте и через некоторое время вернулся с лебедями.
Здесь мы встречаем дуалистическую концепцию, свидетельствующую, вероятно, об
иранских влияниях. Можно допустить, что этот класс легенд касается скорее
происхождения "черных шаманов", которые, как считается, имеют связи только с
преисподней и "дьяволом". Но большинство мифов о происхождении шаманов говорит о
непосредственном вмешательстве Высшего Существа или его представителя, Орла,
солнечной птицы.
А вот что рассказывают буряты: "Вначале существовали только Боги (тенгри) на
Западе и Злые Духи на Востоке. Боги сотворили человека, который счастливо жил до
того момента, когда злые духи распространили на земле болезнь и смерть. Боги
решили дать людям шамана для борьбы с болезнями и смертью и послали Орла. Но
люди не поняли его языка; впрочем, они не доверяли обычной птице. Орел вернулся
к Богам и попросил, чтобы они дали ему дар речи или, еще лучше, послали бы людям
бурятского шамана. Боги отправили его с приказом наделить шаманским даром
первого человека, которого он встретит на земле. Вернувшись на землю, Орел
увидел спящую под деревом женщину и переспал с ней. Через определенное время
женщина родила сына, ставшего "первым шаманом". Согласно другому варианту,
женщина в результате своих сношений с Орлом увидела духов и сама стала
шаманкой.
Именно поэтому в других легендах появление орла интерпретируется как признак
шаманского призвания. Рассказывают, как когда-то одна бурятская девушка, увидев
орла, хватающего овец, поняла знак и вынуждена была стать шаманкой. Ее
посвящение длилось семь лет, а после смерти, став заяном ("дух", "идол"), она
по-прежнему охраняла детей от злых духов.
У туруханских якутов Орел также считается творцом первого шамана. Но Орел носит
также имя Наивысшего Существа, Айы ("Творец") или Айы Тойон ("Творец Света").
Дети Айы Тойона представляются как духи-птицы, сидящие на ветвях Древа Мира; на
верхушке находится двуглавый Орел, Тойон Кетер ("Господин Птиц"),
представляющий, вероятно, самого Айы Тойона. Якуты, как, впрочем, и многие
другие сибирские народы, устанавливают связь между Орлом и священными деревьями,
особенно березой. Когда Айы Тойон сотворил шамана, он посадил также в своей
небесной усадьбе березу с восемью ветвями, на которых находились гнезда с детьми
Творца. Кроме того, он посадил на земле три дерева: именно в память о них у
шамана тоже есть дерево, от жизни которого он определенным способом зависит.
Вспомним, что в шаманских инициационных снах кандидат уносится к Космическому
Древу, на вершине которого находится Владыка Мира. Иногда Высшее Существо
представляется в образе Орла, а между ветвей Древа находятся души будущих
шаманов. Возможно, что это мистическое представление имеет палеовосточный
прототип.
У якутов Орел связан также с кузнецами; а как известно, считается, что у них то
же происхождение, что и у шаманов. По мнению енисейских остяков, телеутов,
орочей и других сибирских народов, первый шаман рожден от Орла или по крайней
мере научился у него своему искусству.
Вспомним также роль, которую играл Орел в рассказах о шаманских посвящениях (см.
выше), и орнитологические элементы шаманского наряда, магически превращающие
шамана в орла (см. ниже). Эта совокупность фактов раскрывает сложный символизм,
образовавшийся вокруг небесного божественного существа и вокруг идеи магического
полета к Центру Мира (= Мировому Древу), и этот символизм мы встретим еще не раз
в дальнейшем. Сразу, однако, следует подчеркнуть, что роль душ предков в выборе
шамана в действительности не столь важна, как можно было бы предположить. Предки
являются всего лишь потомками того мифического "первого шамана", сотворенного
непосредственно Высшим Существом, являвшимся в образе Орла. Решение о шаманском
призвании, принимаемое душами предков, является иногда не более чем передачей
сверхъестественного послания, восходящего к мифическому illud tempus (время
оно).
|