Как мы видели, аналогия между посвящениями сибирских шаманов и австралийских
знахарей довольно глубока. Как в одном, так и в другом случае кандидат
подвергается операции, выполняемой полубожественными существами или духами и
состоящей в расчленении тела и обновлении внутренних органов и костей. В обоих
случаях эта операция осуществляется в "аду", или же нисхождение в ад является
одним из ее элементов. Что же касается кусков кварца или других магических
предметов, которые духи, согласно верованиям, внедряют в тело австралийского
кандидата, то этот элемент у сибиряков незначителен. Как мы видели, редко
говорится о кусках железа или других предметах, брошенных в тот же котел, где
переплавляются кости будущего шамана. И еще один признак отличает Сибирь от
Австралии: в Сибири большинство шаманов "избираются" духами и богами, тогда как
в Австралии карьера знахарей, по-видимому, с одинаковым успехом определяется
результатами добровольного поиска, осуществляемого кандидатом, и спонтанного
"выбора" духами или божественными существами.
С другой стороны, следует добавить, что методы посвящения австралийских магов не
ограничиваются упомянутыми выше типами (см. ниже). Хотя существенным элементом
посвящения представляется расчленение тела и замена внутренних органов,
существуют и другие методы посвящения знахаря, прежде всего экстатическое
переживание вознесения на Небо и обучения у небесных существ. Иногда в процедуре
посвящения совмещаются и расчленение кандидата, и его вознесение на Небо (как мы
видели, это имеет место у бинбингов и мара). В других племенах посвящение
осуществляется во время мистического нисхождения в ад. Все эти типы посвящения
мы встречаем также у сибирских и центральноазиатских шаманов. Такая симметрия
между двумя группами мистических техник, практикуемых столь удаленными друг от
друга архаическими народами, небезразлична при определении места и роли
шаманизма в общей истории религий.
Во всяком случае, эта аналогия между Австралией и Сибирью явно подтверждает
подлинность и древность шаманских обрядов посвящения. Предположение о древности
усиливается еще и значением пещеры в посвящении австралийского знахаря. Роль
пещеры в палеолитических религиях, по-видимому, была весьма существенной. С
другой стороны, пещера и лабиринт по-прежнему играют первостепенную роль в
обрядах посвящения архаических культур (напр., Малекуле); оба действительно
являются конкретными символами перехода в иной мир, нисхождения в преисподнюю.
Согласно первым сообщениям о шаманах чилийских арауканов, они совершают свои
посвящения в пещерах, часто украшенных головами животных.
У эскимосов Смит Саунда кандидат должен пойти ночью к крутому утесу со многими
пещерами и двигаться точно в полной темноте. Если ему суждено быть шаманом, то
он попадет в пещеру, в противном случае наткнется на скалу. Когда он входит,
пещера за ним закрывается, и откроется снова только спустя некоторое время.
Кандидат должен воспользоваться этим вторым моментом и быстро выйти, иначе он
навсегда останется в скале. Пещеры играют существенную роль и в посвящении
североамериканских шаманов; именно там кандидаты видят свои сны и встречаются с
духами-помощниками.
С другой стороны, теперь необходимо показать внеавстралийские параллели
австралийским верованиям в то, что духи или посвящающие внедряют в тело
кандидата горные кристаллы. Эти верования мы встречаем у семангов из Малакки.
Они являются одной из самых характерных черт южноамериканского шаманизма. "Шаман
кобенов внедряет в голову новичка кристаллы горного хрусталя, которые съедают
его мозг и глаза, заменяют эти органы и становятся его силой". В других
регионах горные кристаллы символизируют духов-помощников шамана. Обычно для
шаманов из тропической Южной Америки магическая сила конкретизируется в
невидимой субстанции, которую мастера передают новичкам, иногда из уст в уста.
"Между магической субстанцией, невидимой, но ощутимой массой, и стрелами,
кольцами, горными кристаллами, которыми начинен шаман, нет различия по существу.
Эти предметы материализуют силу шамана, которая во многих племенах
представляется в более туманной и несколько абстрактной форме магической
субстанции".
Эта архаическая черта, объединяющая южноамериканский шаманизм с австралийской
магией, весьма существенна. Сейчас мы увидим, что она не единственная,
существуют и другие.
|