Сегодня – вот всё, что есть; сейчас – единственное время, в котором вы есть, единственное время, в котором вы когда-либо будете. Если вы хотите жить, значит – сейчас или никогда.

Солнце со всех сторон

Солнце со всех сторон Выход пары зондов STEREOна противоположные относительно Солнца точки позволит реализовать мечту, которая не дает покоя ученым уже не одно столетие. Дело в том, что в каждый конкретный момент можно наблюдать только одну половину поверхности звезды. Конечно, Солнце вращается вокруг своей оси, и полный оборот занимает около 25-ти земных дней, так что примерно за месяц мы можем обозреть его целиком. Но возникающих от этого перерывов в наблюдении не избежать, а месяц – все-таки, слишком большой срок для того, чтобы наблюдать многие происходящие на Солнце процессы от начала и до конца.

За это время пятна на его поверхности могут появиться, набрать силу и разорваться, даже не замеченные нами; в считанные дни может возникнуть и снова закрыться корональная дыра; огромные потоки плазмы, увлекаемые магнитной бурей, могут подняться над поверхностью Солнца и снова рухнуть на нее, выбросив в окружающее пространство колоссальные потоки частиц. И примерно половину всех этих чудес мы не видим!

Особенные проблемы это ставит перед задачей предсказания "погоды" на Солнце, ведь ученые обладают для этого ровно 1/2 существующих данных. Как предсказать появление бури, если она вот-вот вынырнет из-за края диска, а мы просто ее не видели? Как проследить длительную эволюцию солнечных пятен, когда они то и дело скрываются от наблюдения? Понятно, что выход зондов STEREO на противоположные стороны светила сулит массу преимуществ и открытий.

От этого момента нас пока еще отделяет около 2 лет, но уже теперь обзор пары аппаратов, находящихся под углом более 270О, позволяет охватить 3/4 солнечной поверхности и заглянуть в те пределы, которые были скрыты наблюдателям с Земли и околоземной орбиты.

Путешествие это займет больше 5 лет: зонды STEREO были отправлены в космос 25 октября 2006 г. Высоко над атмосферой они разделились и направились в сторону Луны. Наш естественный спутник послужил в качестве "гравитационной пращи", притяжение которой позволило разогнать аппараты в разных направлениях: STEREO-A в точку между нами и Солнцем, STEREO-В – на противоположную сторону. С тех пор близнецов разделяет все большее расстояние.

Сегодня STEREO-В уже замечает и передает данные о событиях раньше, чем они становятся видимыми с Земли, что делает его одним из самых ценных аппаратов с точки зрения предсказания солнечной "погоды". Сейчас он позволяет "заглянуть на 3 дня вперед" относительно того момента, когда какое-либо явление на поверхности звезды окажется доступным для наблюдений наземными телескопами. В частности, благодаря ему ученые сумели передвинуть самый дальний срок предсказаний появления солнечных бурь на 72 часа дальше.

В этой связи некоторые ученые уже обращаются к радиолюбителям за помощью в организации процесса получения данных с зондов STEREO. Пока что сеть связи NASA (Deep Space Network, которая поддерживает коммуникации множества аппаратов сразу) работает с миссией STEREO только 3 часа в сутки. Этого достаточно, чтобы передать собранные данные, но намного интересней было бы получать информацию, как говорится, "в реальном времени". Для этого, теоретически, достаточно обычной 10-метровой гиперболической антенны. Скорость передачи данных не слишком высока – 500 бит в секунду – что требует 3-5 минут для загрузки целых фотоснимков, сделанных аппаратами.

Инженеры уже разворачивают небольшую сеть подходящих станций приема, первые три открылись в Великобритании, Франции и Японии. Если вы являетесь счастливым обладателем гиперболической антенны-"тарелки", не стесняйтесь и обратитесь в группу миссии STEREO– возможно, и вы станете в числе первых, кто будет получать самые свежие новости с нашей звезды.

Осталось добавить, что STEREO – одни из самых сложных аппаратов, наблюдающих Солнце из космоса. Они несут массу оборудования, которое позволяет замерять скорость, направление и состав частиц солнечного ветра, датчики создаваемого выбросами в солнечной атмосфере радиоизлучения, мощные камеры для проведения съемок, коронографы для исследования процессов во внешней части атмосферы звезды. О некоторых других исследованиях, которые были проведены благодаря всей этой аппаратуре, читайте: "Загадки на 9 баллов", "Чужие электроны" и "Солнце кусается".

По сообщению NASA