Согласно Шашкову (писавшему почти столетие тому назад), каждый сибирский шаман
должен иметь: 1) кафтан с навешенными на нем кружками и фигурами,
представляющими мифических животных; 2) маску (у самоедских тадибеев - платок,
заслоняющий глаза шамана, чтобы он мог войти в мир духов через свой внутренний
свет); 3) железный или медный нагрудник; 3) колпак, который автор считал одним
из главных атрибутов шамана. У якутов посреди спины кафтана, среди висящих
колец, представляющих "солнце", находится просверленный кружок; согласно
Серошевскому, он называется "отверстием солнца" (ойбон кюнгете), но обычно
считается, что он представляет Землю с ее центральным отверстием, через которое
шаман попадает в Преисподнюю. На спине находятся также полумесяц и железная
цепь, символ силы и выносливости шамана. Как утверждают шаманы, железные бляхи
служат для защиты от ударов злых духов. Бахрома, пришитая к меху, представляет
перья.
Красивый наряд якутского шамана, как утверждает Серошевский, должен содержать
от 30 до 40 фунтов металлических украшений. В значительной мере шум, вызванный
этими украшениями, превращает танец шамана в адскую сарабанду. Эти металлические
предметы имеют свою "душу", они не ржавеют. "Вдоль руки они уложены в виде
прутов, изображающих кости этой руки (табитала). По сторонам грудной клетки
пришиты маленькие бляшки, изображающие ребра (ойогос тимир); несколько выше
большие округлые бляшки представляют женские груди, печень, сердце и другие
внутренние органы. Часто пришиваются также изображения священных животных и
птиц. Вешается еще маленький металлический эмегет ("дух бешенства") в форме
маленькой лодки с человечком.
У северных и забайкальских тунгусов преобладают два рода нарядов: один
изображает утку, другой - оленя. Резные концы палок напоминают голову коня. На
спине кафтана висят ленточки шириной 10 см и длиной 1 м, называемые кулин,
"башня". "Кони", как и "змеи", используются в шаманских путешествиях в Ад. По
мнению Широкогорова, железные предметы - "луна", "солнце", "звезды" и т. п. -
тунгусы заимствовали у якутов. "Змей" они взяли у бурятов и тюрков, "коней" - у
бурятов. (Эти замечания следует запомнить в связи с проблемой влияний Юга на
североазиатский и сибирский шаманизм.)
|