У различных тунгусских групп северной Маньчжурии (тунгусы хинганцы, бирарчены и
т. д.) существенную роль играют медные зеркала. Они имеют явное
китайско-маньчжурское происхождение, но магическое значение этих предметов
различается у различных племен: говорят, что зеркало помогает шаману "видеть
мир", то есть сосредоточиться, "локализировать духов" или отразить потребности
человека и т. п. В. Диошеги показал, что маньчжурско-тунгусский термин,
обозначающий зеркало, панапту, происходит от пана - "душа, дух", точнее
"душа-тень". Зеркало является, таким образом, сосудом, пту для "души-тени".
Глядя в зеркало, шаман может увидеть душу покойника. Некоторые монгольские
шаманы видят в зеркале "белого коня шаманов". Конь - в высшей степени
шаманское животное: галоп, головокружительная скорость - это традиционные
представления о "полете", то есть об экстазе.
У некоторых племен (например, у юрако-самоедов) самой важной частью шаманского
наряда считается колпак. "По мнению самих шаманов, значительная часть их
могущества сокрыта в этих колпаках". "Поэтому когда шаманский сеанс
демонстрируется по просьбе русских, то шаман обычно выполняет его без
колпака". "Расспрошенные мною шаманы отвечали, что без колпака они были лишены
всей настоящей силы, и поэтому вся церемония была только пародией, целью которой
было прежде всего развлечение присутствующих". В западной Сибири его заменяет
широкая лента вокруг головы, на которой подвешены ящерицы и другие
животные-покровители, а также множество ленточек. На восток от реки Кеть колпак
"либо напоминает корону, увенчанную железными оленьими рогами, либо выполнен в
виде медвежьей головы, с прикрепленными к ней самыми важными кусочками шкуры с
настоящей головы медведя". Самым распространенным является тип колпака с
рогами северного оленя, хотя у восточных тунгусов некоторые шаманы утверждают,
что железные рога, украшающие их колпак, изображают рога обычного оленя. В
других районах, как на Севере (например, у самоедов), так и на Юге (например, у
алтайцев), шаманский колпак украшен птичьими перьями: лебедя, орла, совы, -
например, перьями золотого орла или коричневой совы у алтайцев, перьями совы у
сойотов (тувинцев) и карагасов (тофаларов) и т. д.. Некоторые телеутские
шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а
иногда и голову для украшения.
|