У маньчжуров и маньчжурских тунгусов существуют два класса "великих" шаманов
(амба саман): родовые и те, кто не зависит от рода. В первом случае передача
шаманских способностей осуществляется обычно от деда к внуку, поскольку сын,
обязанный заботиться о делах отца, не может стать шаманом. У маньчжуров сын
может стать шаманом, но если сына нет, то дар, то есть "духов", оставшихся
свободными после смерти шамана, наследует внук. Если в роду нет никого, кто
овладел бы этими духами, то обращаются к чужому человеку. В случае независимого
шамана нет никаких правил преемничества, то есть шаман следует собственному
призванию.
Широкогоров в "Psychomental Complex of the Tungus" описывает несколько случаев
шаманского призвания. По-видимому, обычно речь идет об истерическом или
истероидном кризисе, после которого наступает период обучения; посвящение
неофита совершает признанный старый шаман. Обычно эти кризисы происходят в
зрелом возрасте, но все равно шаманом можно стать только через несколько лет
после первого переживания, только после признания целым сообществом и только
после прохождения инициационного испытания, без которого ни один шаман не может
исполнять свои функции. Многие отказываются от этого предназначения, если род не
признает их достойными быть шаманами.
Обучение играет существенную роль, но начинается оно только после первого
экстатического переживания. Например, у маньчжурских тунгусов ребенок выбирается
и воспитывается для того, чтобы стать шаманом, но решающим является первый
экстаз: если переживание не состоялось, то род отвергает кандидата. Иногда
поведение молодого человека оказывается решающим и ускоряет посвящение;
случается, что он убегает в горы и остается там семь или больше дней, питаясь
животными, которых "хватает собственными зубами", а возвращается в деревню
грязный, окровавленный, в разодранной одежде и со спутанными волосами, "как
дикарь". Только по истечении около десяти дней кандидат начинает произносить
бессвязные слова. Тогда старый шаман начинает осторожно задавать ему вопросы;
кандидат (точнее, "дух", которым он одержим) молчит, злится и наконец указывает
на того из шаманов, который должен будет принести жертвы богам и подготовить
церемонию посвящения и освящения.
|