Описание алтайского шамана, которое приводит Потанин, создает впечатление, что
его наряд более полный и лучше сохранился, чем наряд сибирских шаманов. Его
кафтан сделан из кожи козла или оленя. Множество ленточек и платочков, пришитых
к костюму, изображают змей. Некоторые из этих ленточек вырезаны в форме головы
змеи, с двумя глазами и открытой пастью; хвост больших змей раздваивается, а
иногда у трех змей одна голова. Говорят, что у богатого шамана должно быть 1070
змей. Есть еще ряд железных предметов, среди которых - маленький лук со
стрелами для отпугивания духов. На спине рясы пришиты шкуры животных и два
медных круга. Ошейник украшен бахромой из перьев черных и коричневых сов. Кроме
того, на воротнике шамана нашивались семь фигурок, головы которых имитировались
перьями коричневой совы. Это были, как он говорил, семь небесных дев, а семь
колокольчиков - голоса этих семи дев, призывающие духов. В других регионах их
девять, и считается, что это дочери Ульгена.
Среди других висящих на шаманском наряде предметов, каждый из которых имеет
религиозное значение, вспомним у алтайцев два маленьких урода: это жители
царства Эрлик-хана, джутпа и арба; один из них сделан из черного или коричневого
материала, а другой - из зеленого; у каждого две пары ног, хвост и полуоткрытая
пасть; у народов далекого севера Сибири распространены изображения
водоплавающих птиц, таких как, например, чайка или лебедь, символизирующие
погружение шамана в подводный Ад, - к этим представлениям нам предстоит еще
вернуться при исследовании эскимосских верований, - и многие мифические животные
(медведь, собака, орел с кольцом вокруг шеи - символ того, по мнению енисейцев,
что царская птица находится на службе у шамана); встречаются даже рисунки
половых органов человека, - они вносят свой вклад в освящение наряда.
|