Убежденность в том, что впереди ещё много времени, является не более чем иллюзией. В ожидании лучшего будущего проходит вся жизнь.

Ученые разрабатывают вакцину от менингита

Ученые разрабатывают вакцину от менингита Новая действенная вакцина от менингита может появиться в ближайшее время. Ее основу составят антитела, блокирующие действие фермента NanA. Этот белок способствует проникновению вредоносных бактерий из крови в мозг, что вызывает менингит.

В современном мире существует множество тяжелых болезней, которые или приводят к смерти, или сильно осложняют жизнь после лечения. Одна из таких болезней - менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга, вызываемое бактериями, вирусами и другими причинами. Менингит, конечно, не возникает, если выйти на холодную улицу с мокрой головой, как это часто говорят нам наши мамы и бабушки, но подхватить его не так сложно, как не сложно его просто не заметить, решив, что сильная головная боль - это просто приступ мигрени.

Бактериальный менингит, как правило, вызывают вредные бактерии пневмококки. В случае быстрого поражения 30% людей умирают, а половина из тех, кто остался в живых, до конца жизни испытывают разного рода неврологические расстройства, например глухоту, судороги, снижение умственной деятельности или расстройство моторной функции. Так что, видимо, есть все основания для известного в народе поучительного анекдота, где офицер в армии рассказывает: "Менингит очень страшная болезнь. После нее или умирают, или дураками становятся. Вот мы с братом в детстве болели: он умер, а мне повезло".

Менингит развивается, когда бактерии попадают из крови в мозг. При этом они проходят так называемый "гематоэнцефалический барьер", своего рода "фильтр", созданный организмом человека и регулирующий обмен веществ между кровью и тканями мозга. Для того чтобы преодолеть этот барьер и попасть в мозг, вирусы и молекулы либо должны быть малы (как кислород), либо уметь растворяться в компонентах мембран глиальных клеток, которые связаны с нейронами (как этанол). Еще один способ пройти гематоэнцефалический барьер - это использование активных составляющих оболочки клетки-"агрессора" для его "взлома". Оказалось, что пневмококки, вызывающие менингит, попадают в мозг именно так: используя в качестве "тарана" белок NanA, которым богата их оболочка.

Тот же белок способствует и распространению в организме вируса гриппа. Это вещество, будучи активным ферментом, отщепляет и освобождает связанные сиаловые кислоты (самая распространенная из них в организме человека - N-ацетилнейраминовая, Neu5A), в изобилии присутствующие в составе соединений эндотелия капилляров человеческого мозга.

Суть работы, опубликованной в Journal of Experimental Medicine, заключается в том, что исследователи смогли удалить "вредоносный" белок с оболочки пневмококков и внутривенно заразить мышей этими генетически измененными возбудителями менингита.

Оказалось, что по сравнению с мышами, зараженными обычными пневмококками, у мышей, которые получили бактерии с дефицитом NanA, поражение мозга оказалось гораздо меньшим.

Таким образом, антитела, направленные против действия NanA, воспрепятствуют возможности пневмококков попадать в мозг, проходя гематоэнцефалический барьер. И это значит, что вакцина с этими антителами станет новым мощным оружием в борьбе с очень страшной болезнью под названием менингит, которая пока лечится, в основном, не всегда эффективно действующими антибиотиками.