Старайтесь жить, по возможности, с меньшими сложностями и проблемами – это в ваших руках.

Методы криминалистики пошли в ход у археологов

Методы криминалистики пошли в ход у археологов Ученые научились по отпечаткам пальцев на керамике определять пол и возраст изготовившего её гончара.

Керамические изделия человечество с успехом изготавливало, начиная с эпохи неолита (VIII- III тыс. до н.э.). Керамика сохраняется гораздо лучше, чем, например, дерево или металл. Поэтому археологи активно используют её для изучения быта и культуры древних людей.

Исследователи из Института археологии РАН (группа "История керамики") разработали метод определения пола и возраста гончаров по отпечаткам пальцев на ногтевых орнаментах керамических изделий. Древние гончары широко использовали технику так называемых "ногтевых орнаментов", которые наносятся, как легко догадаться, с помощью ногтей. Учёные Института археологии РАН проанализировали 1934 экземпляра ногтевых пластин мальчиков и девочек, мужчин и женщин в возрасте от 4 до 78 лет и обнаружили, что ширина ногтевой пластины в пределах ее свободного края меняется с полом и возрастом, правда только на двух пальцах одной руки. Они выявили закономерность, что у мужчин любого возраста ширина ногтевой пластины указательного пальца меньше чем таковая безымянного пальца, а у женщин – наоборот. (Этот признак перестает работать при некоторых гормональных болезнях и в период беременности у женщин). В результате исследований среди древних гончаров было выделено 8 возрастных групп: от 4 до 10 лет, от 11 до 15 лет, от 16 до 25 лет, от 26 до 35, от 36 до 45, от 46 до 55, от 56 до 65, от 66 лет и более. Половые различия в ширине ногтевой пластины, как выяснили учёные, проявляются, начиная с 16 лет. Новый метод определения пола и возраста была опробован на образцах керамики с ногтевыми орнаментами из трех памятников эпохи раннего железа (примерно VIII-VII вв. до н.э.): городища Кузина Гора (Юхновская культура, Курская область), городища Милограды (Милоградская культура Гомельская область), поселения Подгорцы (Милоградская культура, Киевская область). На 5 из 6 исследованных образцов были зафиксированы отпечатки пальцев, оставленные детской рукой (моложе 16 лет), и на одном образце – мужской рукой. Из чего исследователи сделали предположение, что орнаментацией сосудов, а может, даже гончарным делом занимались дети.

Учёные считают, что отпечатки ногтевых пластин на археологических находках можно рассматривать как новый источник информации о жизни древнего человека. Правда, в исследовании ничего не указывается, удалось ли подтвердить выводы о возрасте гончаров из трех исследованных памятников независимым методом.

1 гость