Как мы видели, призвание будущего шамана может быть предрешено - в снах, в
экстазе или во время болезни - случайной встречей с полубожественным существом,
душой предка, животным или в результате необычного события (поражение молнией,
несчастный случай и т. п.). Обычно эта встреча кладет начало "тесной дружбе"
между будущим шаманом и "духом", который принял решение о его карьере; на этой
"тесной дружбе" мы остановимся ниже. Пока же присмотримся ближе к роли душ
предков при отборе будущих шаманов. Как мы видели, души предков часто
определенным образом "овладевают" юношей и приступают к его посвящению. Всякое
сопротивление бесполезно. Это явление предрешенного выбора широко распространено
в арктической и Северной Азии.
После этой первой "одержимости" и следующего после нее посвящения шаман
становится приемным сосудом, в который без конца могут входить также и другие
духи, которые, однако, всегда являются душами умерших шаманов или других
"духов", служивших старым шаманам. Знаменитый якутский шаман Тюспют рассказывал
Серошевскому: "Однажды, когда я путешествовал по горах, там, далеко на Севере, я
задержался возле кучи хвороста, чтобы приготовить себе еду. Я разжег огонь; а
под этой кучей хвороста был похоронен тунгусский шаман. Его дух овладел мною".
Именно поэтому во время сеансов Тюспют выговаривал тунгусские слова. Но он
принимал также и других духов - русских, монголов и т.д. - и говорил на их
языках.
Души умерших играют существенную роль в избрании будущего шамана не только в
Сибири. Ниже мы проанализируем их функцию в североамериканском шаманизме.
Эскимосы, австралийцы и др., желающие стать знахарями, спят вблизи гробов, и
этот обычай наблюдался даже у исторических народов (например, кельтов). В Южной
Америке посвящение умершими шаманами - довольно распространенный, хотя и не
единственный способ. "Шаманов бороро, принадлежат ли они к классу ароэттаварааре
или к классу бари, выбирает душа умершего или дух. В случае ароэттаварааре
откровение происходит следующим образом: избранный прогуливается по лесу и вдруг
видит птицу, которая садится рядом с ним, ее можно достать рукой, - но сразу
исчезает. Стаи попугаев слетаются к нему и исчезают, как по волшебству. Будущий
шаман возвращается домой, судорожно подергиваясь и бормоча непонятные слова. Его
тело распространяет запах гнили и запах руку. Вдруг от порыва ветра он теряет
равновесие и падает, как убитый. В этот момент он стал вместилищем для духа,
который говорит его устами, и с этого момента он - шаман".
У апинаев шаманы назначаются душой родственника, который сводит их с духами, а
духи уже передают ему шаманские знания и техники. В других племенах шаманами
становятся после спонтанного экстатического переживания, например видения
планеты Марс и т. п.. У кампов и амахуаков кандидаты получают знания от живого
или умершего шамана. "Шаман-неофит конибов Укаяли получает медицинские знания от
духа. Чтобы завязать с ним контакт, шаман пьет отвар из табака и курит сколько
может в плотно закрытой хижине". Кандидат кашинавов учится в зарослях: души
дают ему необходимые магические вещества и внедряют их, кроме того, в его тело.
Шаманов яруро обучают боги, хотя собственно технике они учатся у других шаманов.
Но способными к практике они считаются только тогда, когда встретят во сне духа.
"В племени апапокува-гуарани шаманами становятся только через познание
магических песен, которым их обучает во сне умерший родственник". Но,
независимо от источника откровения, все шаманы практикуют согласно традиционным
нормам племени. "Так они приспосабливаются к правилам и технике, которые можно
получить только в школе опытных людей", - утверждает Метро. Это относится и ко
всякому другому шаманизму.
Как видим, если душа умершего шамана играет существенную роль в проявлении
шаманского призвания, то эта роль сводится к подготовке кандидата к последующим
откровениям. Души умерших шаманов сводят его с духами или заносят его на Небо
(Сибирь, Алтай, Австралия и др.). Наконец после этого первого экстатического
опыта происходит обучение у старых шаманов. У селькнамов спонтанное призвание
проявляется в странном состоянии юноши, который поет во сне и т. п. Но
подобное состояние можно также вызвать произвольно: речь идет только о том,
чтобы увидеть духов. "Видение духов" во сне или наяву является решающим
признаком спонтанного или добровольного шаманского призвания, поскольку
поддержание отношений с душами умерших означает в некотором смысле самому быть
умершим. Именно поэтому в Южной Америке шаман должен умереть, чтобы обрести
возможность встретить души шаманов и получить от них уроки, поскольку умершие
знают все.
Как мы уже сказали, выбор или посвящение шамана в Южной Америке иногда сохраняет
совершенную схему ритуальной смерти и воскрешения. Но смерть может быть внушена
и другими средствами: крайнее утомление, пытки, пост, побои и т. п. Когда
молодой хиваро решает стать шаманом, он ищет учителя, платит за обучение, а
затем ведет чрезвычайно аскетический образ жизни: он целыми днями не
притрагивается ни к какой пище, пьет наркотические напитки, особенно табачный
сок (который, как известно, играет принципиальную роль в посвящении
южноамериканских шаманов). Наконец, дух Пасука появляется перед кандидатом в
облике воина. Мастер сразу начинает бить неофита, пока тот не упадет на землю
без сознания. Когда он просыпается, у него болит все тело: это служит
доказательством того, что им овладел дух; по существу, страдания, интоксикация и
побои, вызвавшие потерю сознания, некоторым образом отождествляются с ритуальной
смертью.
Из этого следует, что души умерших, независимо от их роли в назначении или
посвящении будущих шаманов, не определяют это назначение самим своим
присутствием (с проявлениями одержимости или без них), а служат кандидату как
средство завязывания контакта с божественными или полубожественными существами
(путем экстатических путешествий в Небо, в преисподнюю и т. д.) или дают
будущему шаману умение приспосабливаться к священным реалиям, которые доступны
только покойникам. Способы получения магических умений через сверхъестественное
откровение у австралийских магов были прекрасно показаны Марселем Мосом. Здесь
также роль умерших часто смешивается с ролью "чистых духов". Более того, даже
когда сам дух умершего непосредственно дает откровение, оно предполагает или
обряд умерщвления, после которого наступает возрождение кандидата (см.
предыдущую главу), или экстатические путешествия в Небо - тема в высшей степени
шаманская, - где дух-предок исполняет роль проводника душ; эта тема самой своей
структурой исключает "одержимость". Таким образом, кажется, что принципиальная
роль, которую играют умершие в получении шаманских способностей, заключается не
в том, чтобы "овладеть" человеком, а в том, чтобы помочь ему преобразиться в
"умершего" - одним словом, помочь ему тоже стать "духом".
|