Мы располагаем лишь недостоверными и старыми данными, касающимися церемоний
посвящения якутов, самоедов и остяков. Весьма вероятно, что дошедшие до нас
описания являются поверхностными и неточными, поскольку наблюдатели и этнографы
XIX века часто видели в шаманизме дьявольское занятие; с их точки зрения,
будущий шаман мог только отдаваться в распоряжение "дьявола". Вот как Припузов
представляет церемонию посвящения у якутов: после избрания "духами" старый шаман
ведет ученика на возвышенность или равнину, дает ему шаманский наряд, бубен и
палку, справа выстраивает девять юношей, а слева - девять девушек. Затем, одев
шаманский наряд, он становится позади неофита и приказывает ему повторять
определенные формулы. Прежде всего он велит ему отречься от Бога и от всего, что
ему дорого, а также приказывает дать обещание посвятить всю свою жизнь черту
взамен за то, что тот исполнит все его желания. Затем наставник-шаман указывает
ему места, где живет демон, болезни, которые он лечит, и способ его успокоения.
Наконец, кандидат убивает животное, предназначенное для жертвоприношения; его
наряд окропляется кровью, а мясо съедают участники.
Согласно информации, собранной Ксенофонтовым, у якутских шаманов наставник
забирает душу неофита с собой в долгое экстатическое путешествие. Сначала они
взбираются на гору. Оттуда учитель показывает ученику разветвление дороги, от
которого отходят тропинки, идущие по горным кряжам: именно там живут болезни,
терзающие людей. Затем наставник приводит неофита в дом, где оба одевают
шаманские наряды и начинают совместный сеанс. Учитель объясняет, как
распознавать и лечить болезни, поражающие различные части тела. Каждый раз,
когда он называет какую-либо часть тела, он плюет ученику в рот, а тот должен
проглотить плевок, чтобы познать "адские дороги несчастий". В итоге шаман
провожает ученика в высший мир, к небесным духам. С этого времени шаман обладает
"посвященным телом" и может заниматься своим ремеслом.
Согласно Третьякову, самоеды и остяки из окрестностей Туруханска осуществляют
посвящение нового шамана следующим образом: кандидат поворачивается лицом на
запад, а наставник просит Духа тьмы, чтобы тот помог неофиту и дал ему
проводника. Затем он поет гимн Духу темноты, который вслед за ним повторяет
кандидат. Наконец Дух подвергает кандидата испытаниям, спрашивая его о жене,
сыне, имении и т. п.
У гольдов посвящение происходит публично, как и у тунгусов и бурятов: в нем
принимает участие семья кандидата и многочисленные гости. При этом поют и
танцуют (должно быть по крайней мере девять танцоров), а также приносят в жертву
девять кабанов: шаманы пьют их кровь, впадают в экстаз и проводят длительный
шаманский сеанс. Праздник продолжается несколько дней и становится своего рода
народным гулянием.
Совершенно очевидно, что такие события касаются целого племени, и семья не
всегда способна взять на себя все расходы. Поэтому посвящение играет
существенную роль в социологии шаманизма.
|