Согласно юрако-самоедским информаторам Летисало, собственно посвящение
начинается с обучения игры на бубне; именно при этом удается увидеть духов.
Шаман Ганикка рассказал ему, что однажды, когда он бил в бубен, низошли духи и
разрубили его на части, отрубив в том числе и руки. Семь дней и семь ночей он
лежал без сознания на земле. В это время его душа пребывала в Небесах,
прогуливалась с Духом Грома и была с визитом у бога Миккулая.
А. А. Попов рассказывает об одном шамане авамских самоедов (ненцев). Заболев
ветряной оспой, тот в течение трех дней лежал без сознания; его уже сочли
умершим и на третий день чуть не похоронили. Именно тогда осуществилось его
посвящение. Он помнит, что был отнесен на середину моря. Там он услышал голос
Болезни (то есть ветряной оспы), говорящий ему: "Ты получишь дар шамана от
Властелинов Вод. Твоим шаманским именем будет Хуоттарие (Ныряльщик)". Затем
Болезнь замутила морскую воду. Кандидат вынырнул и влез на гору. Там он встретил
нагую женщину и стал сосать ее грудь. Женщина, по-видимому Властительница Воды,
сказала: "Ты мой ребенок; только поэтому я позволяю тебе сосать мою грудь. Ты
встретишь много препятствий и будешь очень измучен". Затем муж Властительницы
Воды, Властитель Преисподней, дал ему двух проводников - горностая и мышь, -
которые должны были отвести его в ад. Взойдя на возвышение, проводники показали
ему семь юрт с ободранными крышами. Кандидат вошел в первую из них и встретил
там жителей ада и людей с Великой Болезнью (ветряной оспой). Они вырвали у него
сердце и бросили его в котел. В остальных шатрах он познал Господина бешенства и
Господ всех нервных болезней; он встретил там также злых шаманов. Так он
научился распознавать различные болезни, терзающие людей.
Кандидат, все время сопровождаемый своими проводниками, прибыл затем в страну
шаманок, которые укрепили ему горло и голос. Затем его занесло на берег Девяти
Морей. Посреди одного из них был остров, в центре которого возносилась до Неба
молодая береза. Это было Древо Господина Земли. Возле него росли девять трав -
родоначальники всех растений, растущих на земле. Дерево было окружено морями, и
в каждом из них плавал один вид птиц с детенышами; было несколько видов уток,
лебедь и кречет. Кандидат побывал у каждого моря: некоторые были соленые, другие
настолько горячие, что он не мог приблизиться к берегу. Обойдя их, кандидат
поднял голову и увидел на верхушке Древа людей нескольких национальностей:
тавгийских самоедов, русских, долганов, якутов и тунгусов. Он услышал голоса:
"Решено, что у тебя будет бубен (то есть обруч бубна), сделанный из ветвей этого
Древа". Кандидат стал летать с морскими птицами. Когда он удалился от берега,
Господин Древа крикнул ему: "Как раз упала моя ветвь; возьми ее и сделай из нее
бубен, который будет тебе служить всю жизнь". Эта ветвь имела три разветвления,
и Господин Древа приказал ему сделать три бубна, которые должны были охраняться
тремя женщинами, и каждый из них будет использоваться при особой церемонии: один
при родах, другой при исцелении больных, третий - для поиска людей, затерявшихся
в снегах.
Господин Древа дал ветви также всем людям, находившимся на верхушке Древа, но -
приняв человеческий облик и высунувшись из дерева по грудь - он добавил: "Есть
только одна ветвь, которую я не даю моим шаманам, так как сохраняю ее для
остальных людей. Они смогут строить из нее жилища и использовать ее для других
своих целей". Крепко схватив ветвь, кандидат готов был возобновить полет, когда
снова услышал человеческий голос, описывавший ему целительные свойства семи
растений и дававший некоторые указания относительно шаманского искусства. Он
добавил, однако, что кандидат должен жениться на трех женщинах (что тот и
сделал, женившись на трех сиротах, которых он вылечил от оспы).
После этого кандидат прибыл к бескрайнему морю, где он нашел деревья и семь
камней. Последние по очереди рассказали ему о себе. У первого были зубы, как у
медведя, и углубление в форме корзинки; он сообщил кандидату, что является
камнем, удерживающим Землю: всем своим весом он удерживает поля, чтобы их не
унес ветер. Другой служил для выплавления железа. Кандидат оставался с этими
камнями семь дней и таким образом научился тому, как эти камни могут служить
людям.
Два проводника, мышь и горностай, привели его затем на высокую округлую гору.
Кандидат увидел перед собой вход и проник через него в очень светлую увешанную
зеркалами пещеру, посреди которой, как ему показалось, горел огонь. Он заметил
двух нагих, но покрытых шерстью, как северные олени, женщин. Потом он увидел,
что в пещере нет никакого огня, а свет падает сверху через отверстие. Одна из
женщин сказала ему, что она беременна и должна родить двух северных оленей: один
будет жертвенным животным у долганов и эвенков, а другой - у тавгийцев. Она
дала ему также волос, необходимый при выполнении шаманских операций для оленей.
Вторая женщина также родит двух северных оленей - символы животных, которые
будут помогать человеку во всех его делах, а также служить ему пищей. Из пещеры
было два выхода, на север и на юг; через каждый из них женщины выслали молодого
оленя, чтобы он служил лесным людям (долганы и эвенки). Вторая женщина также
дала ему волос: когда он будет шаманствовать, то должен духом устремляться к
этой пещере.
Далее кандидат прибыл на пустырь и увидел вдали гору. Через три дня он дошел до
нее, вошел в отверстие и встретил нагого мужчину, раздувавшего огонь с помощью
мехов. Над огнем находился котел, "большой, как половина Земли". Нагой мужчина
заметил кандидата и схватил его огромными щипцами. "Я погиб!"- успел подумать
новичок. Мужчина откусил ему щипцами голову, разделил тело на куски и бросил все
в котел. Так он варил его тело в течение трех лет. Там было также три
наковальни, и на третьей из них, служившей для выковывания наилучших шаманов,
нагой человек выковал ему голову. Затем он бросил ее в одну из трех находившихся
там кастрюль - в ту, где была самая холодная вода. При этом он объяснил, что
когда шамана зовут лечить кого-то, а вода горячая, то бесполезно выполнять
шаманские операции, так как больной уже пропащий; если вода будет теплой, - это
означает, что больной выздоровеет; холодная вода показывает, что человек здоров.
Затем кузнец выловил его кости, плававшие в реке, собрал их и покрыл новым
телом. Сосчитав кости, он объявил, что у кандидата их на три больше, чем нужно:
поэтому он должен приобрести себе три шаманских наряда. Он выковал ему голову и
показал, как читать буквы, находящиеся внутри. Он поменял ему глаза, и поэтому
во время шаманских сеансов он не видит телесными глазами, а только этими
мистическими. Он проткнул ему уши и дал способность понимать язык растений.
Затем кандидат снова очутился на вершине горы, и вот наконец очнулся в юрте в
окружении своих близких. Теперь он может петь и шаманить сколь угодно долго,
никогда не утомляясь.
Мы привели этот рассказ в связи с его поразительным мифологическим и религиозным
богатством. Если бы так же тщательно собирались сообщения других сибирских
шаманов, то мы, вероятно, никоим образом не ограничивались бы обычной формулой:
кандидат остается без сознания определенное количество дней, ему снится, что
духи разрывают его на куски и уносят в Небеса и т. д. Как видим, экстаз
посвящения происходит точно в соответствии с определенными темами-образцами:
неофит встречает несколько божественных персонажей (Властительницу Вод,
Господина Преисподней, Властительницу Зверей), после чего проводники-животные
ведут его в Центр Мира, на вершину Мировой Горы, где находится Древо Мира и
Господин Вселенной; от Мирового Древа и от самого Господа он получает древесину
на бубен; полудемонические существа открывают ему природу и способ лечения всех
болезней; наконец, другие демонические существа раздирают его тело на куски,
варят его и заменяют его органы на лучшие.
Каждый из элементов рассказов о посвящениях последователен и входит в хорошо
известную в истории религий символическую или ритуальную систему. К каждому из
этих элементов нам придется еще вернуться. Все вместе они составляют очень
выразительный вариант универсальной темы смерти и мистического воскрешения
кандидата через нисхождение его в Преисподнюю и вознесение на Небо.
|