Паллас (P. S. Pallas), исследователь второй половины XVIII века, описывает
внешний вид бурятской шаманки: у нее были две палки, оканчивающиеся конской
головой и увешанные колокольчиками; 30 "змей", сделанных из черных или белых
мехов, спадали с ее плеч до самой земли; ее голову покрывал железный шлем с
тремя рогами, похожими на оленьи. Но самым полным описанием бурятского шамана
мы обязаны Н. Н. Агапитову и М. Н. Хангалову. Бурятский шаман должен иметь: 1)
меховой кафтан (оргой), белый для "белого шамана" (поддерживаемого добрыми
духами), черный для "черного шамана" (которому помогают злые духи); к меху
пришиты многочисленные металлические фигуры, представляющие лошадей, птиц и т.
п.; 2) колпак в виде рыси; после пятого очищения (наступающего через некоторое
время после посвящения) шаман получает шлем из железных прутьев, концы которых
загнуты в виде двух рогов; 3) деревянная или железная палка с конской головой:
первая сделана накануне первого посвящения, причем так, чтобы не погубить
березу, от которой она отрезана; вторую, железную, получают только после пятого
посвящения; на конце этой палки, украшенной несколькими колокольчиками, вырезана
конская голова.
А вот описание, приведенное в Учебнике бурятского шамана, переведенном с
монгольского языка Партаненом:
"Железная шапка, верхушка которой образована несколькими железными кольцами и
украшена парой рогов. Сзади - железная цепь, состоящая из девяти звеньев; к
нижнему концу ее прикреплен кусочек железа в виде наконечника копья. Это
называется "позвоночником" (нигурасун; ср. тунгусск. никима, никама -
позвоночник). С каждой стороны этой железной каски, на висках, находится по
одному железному кольцу с тремя так называемыми колбугами - скрученными на
наковальне полосками железа длиной с вершок (около 44 мм), которые имеют
значение союза, связи, единства двоих. По сторонам и сзади к каске прикреплены
скрученные в виде змей ленты из шелка, полотна, тонкого сукна и меха различных
диких и домашних животных. Вместе с ними привязываются кусочки нарезанных в виде
бахромы тканей, цветом имитирующих мех белки, ласки и горностая. Такой головной
убор называется майкабчи - "шапка".
К полоске полотна шириной около 30 см прикрепляются различные изображения змей и
шкурки животных, и эта полоска завязывается под воротником халата. Это
называется далабчи (крыло) или джибер (крыло, плавник).
Две грубо отесанные двухаршинные (1 аршин = 0,711 м) палки с изображением
конской головы на конце; к ее "шее" прикреплено кольцо с тремя колбугами - это
называется "гривой" коня. Подобные же колбуги прикрепляются к противоположному
концу - это "хвост". На передней части каждой палки таким же способом
прикреплено другое кольцо с колбугой, а кроме того - миниатюрные, из железа -
стремена, копье, меч, топор, молот, лодка, весло и наконечник гарпуна. Ниже
вдоль палки закреплены еще три кольца с колбугами. Эти четыре кольца называются
"ногами", а обе палки именуются сорби.
Кнут, рукоятка (сукаи) которого восьмикратно обернута кожей мускусной крысы, а
также снабжена железным кольцом с тремя колбугами. Вместе с ними привязывается
молот, меч, копье, дубинка с заостренным концом (все миниатюрное), кусочки
цветного шелка и полотна. Все изделие называется "кнут живого". Обычно шаман
пользуется кнутом вместе с сорби, но если сеанс проводится в юрте, то использует
только кнут".
К некоторым из этих подробностей мы еще вернемся. Пока что обратим внимание на
значение, приписываемое "коню" бурятского шамана; тема коня как средства,
используемого шаманом для осуществления своего путешествия, характерна для
Средней и Северной Азии; у нас будет случай встретиться с ней и в других
регионах (см. ниже). Шаманы ольхонских бурятов имеют, кроме того, сундук, в
который они складывают свои магические предметы (бубны, палку-коня, меха,
колокольчики и т. п.) и которая обычно украшается изображениями Солнца и Луны.
Нил, архиепископ Ярославля, перечисляет еще два предмета из арсенала бурятского
шамана: абагалдеи, уродливая маска из кожи, дерева или металла, на которой
нарисована огромная борода, и толи, металлическое зеркало с фигурами 12
животных, повешенное на груди или спине, а иногда пришитое непосредственно к
кафтану. Однако, согласно Агапитову и Хангалову, эти два предмета почти
полностью вышли из употребления. Вскоре мы вернемся к их употреблению в других
регионах и к их сложному религиозному значению.
|