Главной функцией шамана в Средней и Северной Азии
является магическое целительство. В этом регионе в целом существует несколько
концепций относительно причины болезни, но в значительной степени преобладает
концепция "похищения души". Болезнь приписывается заблуждению души или ее
похищению, а лечение сводится в итоге к тому, чтобы ее найти и заставить
возвратиться в тело больного. В некоторых районах Азии причиной болезни может
быть попадание какого-либо магического предмета в тело больного или
"одержимость" злыми духами; в этом случае лечение состоит в извлечении
магического предмета или в изгнании демонов. Иногда болезнь имеет двоякую
причину: похищение души совпадает с проникновением в тело злых духов; тогда
шаманское лечение включает как нахождение души, так и изгнание демонов.
Разумеется, все это усложняется из-за наличия нескольких душ. Как и другие
"первобытные" народы - особенно индонезийцы - североазиатские народы считают,
что человек может иметь три или даже семь душ. После смерти одна из них
остается в гробу, другая уходит в Царство Теней, а третья возносится на Небо. Но
концепция, которую мы встречаем, например, у чукчей и юкагиров, - это только
одна из многочисленных идей, касающихся судьбы трех душ после смерти. Другие
народы верят, что, по меньшей мере, одна душа исчезает после смерти или ее
пожирают демоны, и т. д. Согласно этим концепциям, именно та душа, которая
после смерти пожирается демонами или нисходит в страну мертвых, во время земного
существования и вызывает болезнь своим бегством.
Только шаман может осуществлять такое лечение, так как только он "видит" духов и
знает, как их изгнать; только он распознает бегство души и может в экстазе
догнать ее и возвратить в тело. Часто излечение требует определенных
жертвоприношений, а об их необходимости и форме принимает решение только шаман;
восстановление физического здоровья во многом зависит от восстановления баланса
духовных сил, поскольку часто случается, что болезнь возникает из-за недосмотра
или пренебрежения адскими силами, которые также участвуют в сфере священного.
Все, что касается души и ее приключений, в этом и в потустороннем мире,
находится в исключительной компетенции шамана. Благодаря собственному опыту
подготовки к посвящению и самого посвящения, шаман знает драму человеческой
души, ее непостоянство; кроме того, он знает силы, угрожающие ей, и места, в
которые ее может занести. Если шаманское лечение включает экстаз, то это
необходимо потому, что болезнь рассматривается как деградация или отчуждение
души.
|