Шаманский наряд сам по себе представляет религиозную космографию и иерофанию (священноявление):
он означает не только божественное присутствие, но также космические символы и
метапсихические пути. При тщательном исследовании он раскрывает систему
шаманизма так же ясно, как и шаманские техники и мифы.
Зимой алтайский шаман надевает свой наряд на рубашку, а летом - непосредственно
на голое тело. Тунгусы, как зимой так и летом, надевают наряд только на голое
тело. Та же картина наблюдается и у других арктических народов, хотя на
северо-востоке Сибири и у большинства эскимосских племен шаманского наряда как
такового не существует. Шаман обнажает свой торс, и (например, у эскимосов)
единственной одеждой его остается только пояс. Очень вероятно, что эта почти
полная нагота имеет религиозное значение, даже если тепло, царящее в арктических
жилищах, кажется достаточным объяснением этого обычая. Во всяком случае,
независимо от того, идет ли речь о наготе ритуальной (как, например, у
эскимосских шаманов) или о специальном наряде для шаманских занятий,
существенно, что шаманское переживание не наступает, если шаман одет в обычную
будничную одежду. Даже тогда, когда наряда не существует, его заменяют шапка,
пояс, бубен и другие магические предметы, принадлежащие к ритуальному наряду
шамана и заменяющие собственно одежду. Так, например, Радлов утверждает, что
черные татары, шоры и телеуты не знают шаманского наряда; тем не менее часто
случается (как, например, у лебединских татар), что используется ткань для
обматывания вокруг головы, и без этой ткани совершенно недопустимо заниматься
шаманством.
Сам по себе наряд представляет религиозный микрокосмос, качественно отличающийся
от окружающего мирского пространства. С одной стороны, он составляет почти
полную символическую систему, а с другой стороны, в связи с посвящением, он
насыщен разнообразными духовными силами, прежде всего "духами". Благодаря самому
факту одевания - или манипуляции заменяющими предметами - шаман преодолевает
мирское пространство, готовясь войти в контакт с духовным миром. Обычно это
приготовление является почти конкретным вхождением в духовный мир, поскольку
наряд надевается после многочисленных приготовлений, непосредственно перед
шаманским трансом.
Кандидат должен в своих снах точно увидеть место, где находится его будущий
наряд, а искать его он будет сам. Затем он покупает его у родственников
умершего шамана по цене коня (например, у бирарченов). Но наряд не может
покинуть пределы рода, поскольку в определенном смысле он имеет отношение к
целому роду не только потому что он был сделан или куплен благодаря вкладу всего
рода, но прежде всего потому что он, насыщенный "духами", не должен носиться
кем-то, кто не смог бы с ними совладать: в противном случае духи могут причинять
вред всей общине.
Наряд является таким же объектом чувств опасения и страха, как и всякое иное
"место для духов". Когда он уж слишком изношен, его вешают на дереве в лесу:
живущие в нем "духи" оставляют его, привязываясь к новому наряду.
У оседлых тунгусов после смерти шамана наряд хранится в его доме: "духи",
населяющие его, подают признаки жизни: наряд вздрагивает, шевелится и т. п.
Тунгусы-кочевники, как и большинство сибирских племен, кладут наряд возле гроба
шамана. Во многих регионах наряд становится непригодным к использованию, если
он служил для лечения больного и больной умер. Подобное происходит и с бубнами,
доказавшими свое бессилие при лечении.
|